Начало Рождественского поста

28 ноября 2024


Сегодня Святая Православная Церковь вступает в Рождественский пост, который продлится 40 дней до самого праздника Светлого Христова Рождества. Предназначение этого зимнего поста в предуготовлении христиан к освящению оставшейся части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и подготовкой к празднованию Рождества Христова.

Когда был установлен Рождественский пост

Говоря об истории его возникновения, следует отметить, что Рождественский пост вошёл в обиход Православный Церкви в IV веке. Первое упоминание о нём мы находим у святителя Амвросия Медиоланского. Продолжительность поста, в разных местах соблюдавшаяся неодинаково, была установлена окончательно — сорок дней — только в 1116 году на Константинопольском соборе при патриархе Луке и византийском императоре Мануиле. Длительность Рождественского поста неслучайна: число сорок — сакральное. Сорок дней и сорок ночей постился Господь наш Иисус Христос в пустыне, где его искушал дьявол, это было перед тем, как Спаситель явил Себя миру и начал Свой путь служения людям.

 Начинается Рождественский пост 28 ноября. Накануне, 27 ноября, Церковью празднуется память святого апостола Филиппа, потому наступивший пост имеет ещё и другое название — Филиппов пост, в честь воспоминаемого апостола Христова. В этот день он принял мученическую кончину в городе Иераполисе Фригийском (греч. Ἱεράπολις; также — Иераполь, Гиераполис или «Священный город» (находился на юго-западе современной Турции)). Случилось это ок. 81–95 гг. во времена царствования римского императора Домициана.

Как питаться в Рождественский пост

Устав Рождественского поста следующий. Нельзя вкушать пищу животного происхождения — будь то мясо, молоко, кисломолочные продукты и так далее. Разрешены лишь растительная пища и рыба. В период со 2 по 7 января (с 20 до 25 декабря старого стиля) — дни особо строгого поста (без рыбы).

Говоря о постном рационе, надо, разумеется, учитывать состояние здоровья желающего поститься. Есть церковный устав — достаточно строгий, но существует и более мягкая практика, приемлемая для людей немощных в телесном или душевном отношении. Во всём нужен индивидуальный подход — необходим совет священника, у которого человек исповедуется. Всякое дело необходимо творить с рассуждением, а потому общий подход таков: для человека, чьё здоровье не позволяет поститься в полной мере в соответствии с уставом, возможно снисхождение. А тому, кто здоров, пост пойдёт только на пользу. Ещё в посте, как и во всяком добром деле, необходимо вырабатывать навык, привычку.

Основа всякого поста — борьба с грехом через воздержание от пищи. Речь идёт именно о воздержании, а не изнурении тела. Пост — аскетический подвиг, требующий хорошей подготовки и постепенности. Для того, кто никогда не постился, начинать можно с малого — хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Некоторые опрометчиво и поспешно берутся за подвиги поста и начинают поститься безмерно и строго, в своей ревности не по разуму стремясь подражать великим подвижникам-аскетам. Но вскоре таковые или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, — злятся на всех и на вся, очень скоро пост становится для них невыносимым и они бросают его. Каждый для себя сам должен определить нужную меру — сколько требуется ему в сутки пищи. И потом понемногу необходимо уменьшать количество вкушаемой пищи и довести этот объём до того, что больше уже нельзя сокращать своё питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, и как следствие — неспособности к основному делу поста. А это, прежде всего, борьба со своими страстями и сугубая молитва.



Если вы поститесь в ссорах и распрях, и бьёте рукою смиренного, зачем предо Мной поститесь, как ныне, чтобы голос ваш был услышан. Не такой пост Я избрал и день, в ко­торый смирит человек душу свою, когда согнёт шею свою, как серп, и подстилает под себя ру­бище и пепел. Не такой пост назовёте постом приятным, не такой Я избрал, — говорит Гос­подь. — Но разреши всякий союз неправды, раз­рушь все долги, записанные насильно, отпусти сокрушенных на свободу, всякое писание непра­ведное раздери, раздробляй с алчущими хлеб твой, и нищих, не имеющих крова введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокров­ного твоего не укрывайся.

 

Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твоё скоро возрас­тёт, и правда твоя пойдёт пред тобою, и сла­ва Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовёшь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «Вот Я! Когда ты удалишь из сре­ды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодно­му душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдёт во тьме, и мрак твой будет как полдень» (Ис. 58: 4–10)».

Сил духовных и телесных на время поста! Да пройдёт он для каждого из нас с максимальной духовной пользой!


Свящ. Иоанн Павлов.

Проповедь священника Иоанна Павлова. Смысл поста.

Каждый пост – это военный поход. Мы выступаем против врага, чтобы отвоевать у него если не всю, то хотя бы часть нашей территории. О какой территории идет речь? О территории нашей души. Эта территория оккупирована врагом со времени падения Адама. До его падения враг не имел доступа к душе человека, не имел над ней никакой власти. Адам был свят и совершен, он был царем всего творения. Но после падения враг получил власть...►

Свящ. Сергий Свешников.

Проповедь священника Сергия Свешникова. На начало Рождественского поста.

Мы начали радостный и святой Рождественский пост. Пост начинается 28-го ноября, за сорок дней до рождества по плоти нашего Господа и Спаса Иисуса Христа, и заканчивается собственно в день празднования Рождества 7-го января по гражданскому календарю. Как еврейский народ сорок лет скитался по пустыни, прежде чем вошёл в Землю Обетованную, также и Святая Церковь ведёт нас через сорокодневную пустыню поста, прежде чем мы войдём в Божие обетование...►