День памяти Апостола и евангелиста Матфея

У Иисуса Христа было при его земной жизни 12 учеников. Называли их апостолами. Данный термин сохранился за этими первыми последователями Спасителя и до нынешних дней. Четверо из учеников Сына Божия именуются также еще и евангелистами. Причиной присвоения указанным праведникам данного звания является тот факт, что квартет этот, правда, по отдельности, создал священный труд Евангелие. Писали последний Матфей, Лука, Марк и Иоанн. 29 ноября – церковный праздник, в рамках которого религиозные деятели вспоминают и чествуют одного из апостолов-евангелистов – Матфея.

Из мытарей в апостолы

Матфей не всегда служил Господу Богу. Жизнь его можно, по сути, разделить на две половины: часть до и после вливания в ряды учеников Иисусовых.

До того, как интересующий нас человек стал одним из двенадцати учеников Христа, Матфей проживал в Галилее, в городе, именуемом Капернаумом. У него было и другое имя – Левий. Зачастую будущего апостола называли Левием Матфеем, сочетая сразу оба имени. В Евангелиях можно увидеть и такую конструкцию: Левий Алфеев, где второе слово указывает на имя отца праведника. Будущий апостол исполнял обязанности мытаря. Так называли работника, занимавшегося сбором податей с населения областей, непосредственно подчинявшихся Римской империи.

Вторая часть земного существования евангелиста началась внезапно. Он просто услышал голос Сына Божия, изрекший одну-единственную фразу: «Иди за Мной». У Матфея даже мысли не возникло противиться поступившему из уст Спасителя повелению, и мытарь абсолютно добровольно пошел за Христом. На этого избранного Творцом мужчину так же, как и на остальных апостолов, снизошел Дух Святой, после чего все ученики стали проповедовать повсюду, где бы ни находились, об истинной вере в Иисуса, отвращать язычников от своих вековых суеверий.

Проповедническая деятельность апостола и евангелиста Матфея

Первым пунктом на пути апостола, взвалившего на свои плечи обязанности миссионера, историки называют Палестину. По всей видимости, там Матфею удалось наставить на путь истинный множество людей, поскольку, когда пришло время двигаться в дальнюю дорогу, к святому от местных, иерусалимских евреев поступила просьба оставить им свод назиданий в соответствии со Словом Божиим. Так из-под пера Матфея вышла новозаветная книга Евангелие. Данный труд создан был на иврите. В нем апостолом освящена богоугодная деятельность Иисуса на Земле с точки зрения следующих качеств: законодательного, пророческого, властвующего и, наконец, жертвенного. Евангелие от Матфея увидело свет спустя без малого 10 лет по отшествии в Царство Небесное Мессии. Из всех существующих вариантов этой новозаветной книги труд данного человека везде указывается первым.После того, как еврейский народ получил желаемую рукопись, Матфей продолжил свой путь проповедника. Он распространял учение Иисуса Христа в таких государствах и регионах, как Македония, Мидия, Персия, Сирия. Был Матфей в Парфии и даже в Эфиопии. Последнюю область апостол прошел вдоль и поперек, сея в благодатные семена истины в почву самого разного качества, ведь именно Эфиопия была определена ему вотчиной его по жребию, который тянули все ученики Мессии, сделавшиеся проповедниками.

Особенного внимания заслуживает миссионерская деятельность апостола Матфея, осуществленная последним в так называемой «земле людоедов». Населял этот край народ с черной кожей. Но представители его отличались от обычных наций не только цветом телесных покровов, а также звериными повадками. Однако и здесь Матфею удалось распространить Слово Божие. Сразу же по пришествии в город Мирмены под влиянием речей апостола в христианство обратились несколько человек. Этого было достаточно, чтобы назначить над ними епископа – им стал Платон, сопровождавший Матфея в странствиях. Так в чужой незнакомой стране возникла маленькая церковь. Матфей же удалился на близлежащую гору и находился на самой вершине сего возвышения долгое время, соблюдая строгий пост и молитвенное бдение. Целью данных действий было обратить через обращения ко Господу заблудший народ «земли людоедов». Через некоторое время усилия евангелиста оказались удовлетворены: пред Матфеем предстал сам Творец в виде красивого молодого человека с жезлом в правой руке. Жезл этот юноша отдал апостолу, приказал праведнику покинуть гору и, когда тот поравнялся с воротами устроенного им же храма, приказал оставить полученное приспособление у дверей малой обители Господней. Бог пояснил, что вскоре из жезла вырастет прекрасное, высокое дерево, оно даст местным жителям вкуснейшие плоды, а у корня культуры сей забьет чистый источник. Омоют свое лицо чернокожие люди в святой той воде и перестанут быть похожими на звероподобных существ, вкусят плоды с волшебного дерева – и забудут о жестоком своем нраве и дурных привычках.

Матфей, выслушав повеления ангелоподобного юноши, воткнул жезл в землю возле храма в окружении немногочисленной паствы и Платона. К удивлению присутствующих жезл тотчас превратился в огромное древо с могучими ветвями, усыпанными сладкими фруктами, а из корня забила свежая влага. Весь город стекся у этому месту посмотреть на этакое чудо. А Матфей крестил народ в водах источника и проповедовал им Слово Господне. В итоге все люди сменили черный цвет кожи на белый и уверовали в Христа.

Гибель и мощи святого апостола и евангелиста Матфея

Исцелил таким образом от беснования Матфей и правителя той страны Фулвиана, а также его семью. Однако властелин земли людоедов разгневался, ведь теперь никто больше не поклонялся прежним богам. Фулвиан объявил апостола волхвом и приговорил его к смертной казни. Но каким только мучениям не предавали евангелиста, ничто не вредило святому мужу. В конце концов, Матфей погиб от огня, правда, тело его пламя не опалило. Фулвиан не успокоился и приказал бросить останки апостола в море. Однако ночью епископу Платону Матфей привиделся во сне и велел пойти на побережье, чтобы обрести его мощи. В итоге гроб с телом святого был вынесен волной на сушу, а после помещен в церкви. Фулвиан же покаялся в содеянном и принял святое Крещение с именем Матфей. Позже он, как и Платон, был посвящен в епископский сан и занялся духовным просвещением собственного народа.

Казнь апостола Матфея состоялась около 60-го года в Эфиопии или близ данного региона. Имеются и другие версии: согласно одной, евангелист умер от мучений в городе Иераполис, что в Малой Азии; согласно другой, его лишили жизни нечестивцы в грузинской крепости Апсарос, принадлежавшей в те далекие времена Римской империи.

Что касается расположения могилы апостола, то и здесь не все однозначно. Большинство историков настаивают на ее нахождении в Гонио (Грузия). Некоторые исследователи считают, что евангелист Матфей похоронен в Киргизии, близ озера Иссык-Куль, в армянском монастыре. В любом случае, начиная с X-го века н.э. мощи святого хранятся в Италии, в кафедральном соборе города Салерно. Сюда за молитвенной помощью к Матфею стекаются толпы паломников с разных уголков нашего мира.

 

Тропарь апостолу и евангелисту Матфею глас 3

Усе́рдно от мы́тницы к зва́вшему Влады́це Христу́,/ я́вльшуся на земли́ челове́ком за бла́гость,/ Тому́ после́довав, апо́стол избра́нный яви́лся еси́/ и благове́стник Ева́нгелия вселе́нней велегла́сен./ Сего́ ра́ди чти́м честну́ю па́мять твою́, Матфе́е Богоглаго́ливе,/ моли́ ми́лостиваго Бо́га,// да грехо́в оставле́ние пода́ст душа́м на́шим.

Перевод: Усердно от сбора пошлин последовав за призвавшим тебя Владыкой Христом, явившимся на земле людям по благости, ты сделался избранным Апостолом Его и громогласным провозвестником Евангелия вселенной. Потому мы почитаем священную память твою, Матфей Богословесный; моли милостивого Бога, да грехов прощение подаст Он душам нашим.

Кондак апостолу и евангелисту Матфею глас 4

Мыта́рства и́го отве́рг,/ пра́вды и́гу притя́глся еси́,/ и яви́лся еси́ купе́ц всеизря́днейший,/ бога́тство прине́с, ю́же с высоты́ прему́дрость./ Отону́дуже пропове́дал еси́ и́стины сло́во,/ и уны́лых воздви́гл еси́ ду́ши,// написа́в час су́дный.

Перевод: Отбросив мытарства ярмо, ярму праведности ты подчинился и оказался превосходнейшим купцом, получив богатство – небесную премудрость. Потому и провозгласил ты слово истины и пробудил беспечных души, написав о часе суда.

Молитва апостолу и евангелисту Матфею

О, пресла́вный апо́столе Матфе́е, ду́шу за Христа́ преда́вший и кро́вию твое́ю па́жить Его́ удо́бривший! Услы́ши ча́д твои́х моли́твы и воздыха́ния, се́рдцем сокруше́нным ны́не приноси́мыя. Се́ бо беззако́ньми омрачи́хомся, и того́ ра́ди беда́ми, я́коже ту́чами, обложи́хомся, еле́а же до́браго жития́ обнища́хом зело́, и не возмо́жем проти́витися волко́м хи́щным, и́же расхища́ти насле́дие Бо́жие де́рзостно тща́тся. О, си́льный! Понеси́ не́мощи на́ша, не отлуча́йся ду́хом от на́с, да не разлучи́мся в коне́ц от любве́ Бо́жия, но кре́пким заступле́нием твои́м на́с защити́, да поми́лует Госпо́дь все́х на́с моли́тв твои́х ра́ди, да истреби́т же рукописа́ние безме́рных грехо́в на́ших, и да сподо́бит со все́ми Святы́ми блаже́ннаго Ца́рствия и бра́ка А́гнца Своего́, Ему́же че́сть и сла́ва, и благодаре́ние и поклоне́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Прот. Григорий Дьяченко.

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко.  Святой апостол и евангелист Матфей.

Св. евангелист Матфей, память коего совершается ныне, был сперва мытарь, т. е. сборщик податей, и был обращен Самим Иисусом Христом. Проходя по берегу озера Генисаретскаго, Господь увидел его, сидящаго у сбора податей, и сказал ему: «иди за Мною». Матфей радостно последовал за Господом и, собрав других мытарей, устроил в своем доме для Господа угощение. Когда гордые фарисеи стали...►

См. так­же: «Жи­тие и стра­да­ние свя­то­го Апо­сто­ла и Еван­ге­ли­ста Мат­фея» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

См. так­же: «Со­бор свя­тых слав­ных и все­х­валь­ных две­на­дца­ти Апо­сто­лов» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.