Обрезание Господне
Весь Православный мир отмечает Великий праздник - "Обрезание Господне".
Первые сведения о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви относятся к IV веку. С этого времени Праздник Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и "обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым" (Послание к Колоссянам,2:11).
Сущность Праздника.
В соответствии со Святым Писанием, на восьмой день после Рождения Иисус Христос принял обрезание. Пресвятая Богородица со своим мужем Иосифом, который считался мнимым отцом Иисуса, пришли в храм с младенцем на руках для совершения обрезания. Обрезание восьмидневных младенцев мужского пола было установлено в знамение Завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками:
"Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужской пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой"
(Быт.17:11-14).
При совершении Обрезания, Божественный Младенец был наречен Именем Иисус, что означает Спаситель. Имя Иисус было возвещено Архангелом Гавриилом в день Благовещения Пресвятой Девы Марии. "По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. "(Евангелие от Луки, 2:21)
Для чего Иисус Христос принял Обрезание?
1. Обрезание Иисус, Творец закона, принял чтобы явить пример того, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить." (Евангелие от Матфея, 5:17).
2. Обрезание Господь наш Иисус принял для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти. "В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех" (Святитель Димитрий Ростовский). Празднованием Обрезания Господня Православная церковь признаёт то, что Иисус Христос есть Бог, принявший облик человека. Православная церковь считает, что Иисус Христос не нуждался в обрезании, так как являлся Сыном Божьим и Богом. И уподобляясь людям во всём, оставался при этом безгрешным. Но, чтобы показать всем людям пример, насколько важно для их блага законопослушное поведение, Иисус Христос принял обряд Обрезания, предписанный законом Божьим.
Обрезание - прообраз таинства Крещения.
Древние иудеи подвергались обряду обрезания, что определяло их принадлежность к Богом избранному народу. Только иудей - мужчина, подвергшийся обрезанию, считался посвященным Богу и мог совершать жертвоприношения. А Обрезание в те Ветхозаветные времена фактически было прообразом христианского Крещения. В Новозаветные времена обряд Обрезания превратился в таинство Крещения.
Праздник Обрезания сравним с "обрезанием сердца", из которого отсекаются страсти и похотные предрасположения: "Бросим прежние пагубные привычки, все утехи и всё, в чём прежде находили удовольствие, начнем с этого момента жить единственно для Бога во спасение своё" (Епископ Феофан Затворник).
Богослужебные особенности.
14 января, ровно через восемь дней после светлого праздника Рождества христова, Православное христианство отмечает обрезание Господне. Помня и понимая, что Иосиф и Пресвятая Дева Мария, являлись иудеями, почитали Тору, которая предписывала иудеям мужского пола совершать обряд обрезания. Этот обряд обозначал иудеев богоизбранным народом. Благочестиво признавая это право за иудеями, христианство с благоговением отмечает Обрезание Господне, как Великий христианский праздник. Апостолы и первые христиане также были обрезаны, так как были выходцами из иудеев.
Праздник Обрезания Господня известен так же как Васильев день, так как соединяется с празнованием памяти святого Василия Великого архиепископа Кесарии Каппадокийской. Особенность праздника Обрезания Господня в первое время была в том, что его проводили в посте, как день печали и сетования. В 4 веке праздник Обрезания распространился во всех церквах. Праздник Обрезания и наречения Господа по плоти не имеет ни предпразднества, ни попразднества и продолжается один день. Богослужение в этот праздник совершается как в честь этого события, так вместе и в память св. Василия Великого.
Житие Василия Великого
Святой Василий был родом из Каппадокии, района в Малой Азии. Он родился в 330 году в городе Кесария и был старшим сыном в большой семье. Родители Василия были людьми верующими, поэтому дали сыну христианское воспитание, но они также были богатыми, благодаря чему Василий, как и его братья, среди которых знаменитый Григорий Нисский, получил блестящее светское образование. Будучи четырнадцатилетним подростком, он осиротел. Его отец – известный юрист внезапно скончался, и святой Василий остался на попечении своей бабушки Макрины. С ней святой Василий жил в пригороде Кесарии вплоть до ее смерти. Макрина была не только свидетельницей гонений на христиан императора Диоклетиана, она сохранила воспоминания о святом Григории Неокесарийском Чудотворце, о котором многое рассказала святому Василию.
В 17 лет для совершенствования знаний святой Василий переехал сначала в Кесарию, затем в Константинополь, а позже в центр просвещения тогдашнего мира – город Афины. Здесь он учился в одной из Афинских школ вместе со своим другом Григорием Богословом, с которым познакомился еще в Кесарии. Святой Василий Великий с легкостью овладевал науками и непрестанно совершенствовался в них. Он отличался глубокими познаниями не только в естественных науках (математике, естествознании и медицине), но и в риторике, философии, владел несколькими языками. Как пишет Григорий Богослов о Василии Великом, «легче было выйти из лабиринта, чем его переспорить».
В возрасте примерно двадцати лет в 357 году он возвращается в Кесарию и становится адвокатом. В этот же год святой Василий был крещен епископом Кесарии Дианием. Он становится чтецом в церкви и через некоторое время оставляет адвокатскую практику, чтобы отправиться в путешествие, продолжавшееся два года. Святой Василий посетил несколько монашеских обителей Египта, Сирии и Палестины, где наблюдал знаменитых подвижников благочестия. Свой опыт впоследствии он положит в основу собственного монашеского устава, который по сей день остается авторитетным для всего христианского мира.
Вернувшись из путешествия, святой Василий раздал бедным свою часть отцовского наследства. И так как его имущество было значительным, он сумел также построить больницы и странноприемные дома. После чего уединился на реке Ирис. Вскоре здесь вместе с единомышленниками святой Василий создал аскетическую, монашескую общину. В своем «понятийском уединении» святой Василий много писал, в том числе им был создан ряд богословских трудов. На основе текстов Нового Завета он составляет сборник правил нравственной жизни.
Очень скоро Василий Великий начал участвовать в догматических спорах, которые волновали регион и Восточную Церковь в целом. А когда в 362 году на епископскую кафедру взошел знатный горожанин Евсевий, далекий от церковных проблем, то святой Василий Великий был приглашен и рукоположен им в пресвитера. Долгое время святитель Василий Великий занимается административными и церковными вопросами епархии, проповедует.
В 370 году, после смерти епископа Евсевия, святой Василий Великий возглавляет кафедру и остается на посту епископа на десять лет вплоть до своей кончины в 379 году. Он проявлял себя твердым и принципиальным, сдержанным и строгим в соблюдении канонов. Всегда заботится о благе Церкви.
Василий Великий – богослов и философ много сил и внимания уделил литургическому творчеству. Наверное, никто из епископов не написал больше писем, чем Василий Великий. Его беседы и переписка дошли до наших дней. Мы обязаны святителю Василию нынешним текстом Символа веры. Им был написан трактат о святом Духе. Ряд творений святой Василий Великий посвятил толкованию Священного Писания, однако, до наших дней дошел только Шестоднев и комментарии к некоторым псалмам. Василий Великий написал устав монашеской общины, создал наставления для верующих, желающих преуспеть в христианском благочестии. Еще при жизни за подвижническую жизнь он был прозван в народе Великим.
ОБРЕЗАНИЮ ГОСПОДНЮ
Тропарь Обрезанию Господню, глас 1
На Престо́ле огнезра́чнем/ в Вы́шних седя́й со Отце́м Безнача́льным и Боже́ственным Твои́м Ду́хом,/ благоволи́л еси́ роди́тися на земли́/ от Отрокови́цы Неискусому́жныя, Твоея́ Ма́тере, Иису́се,/ сего́ ра́ди и обре́зан был еси́, я́ко Челове́к осмодне́вный./ Сла́ва всеблаго́му Твоему́ сове́ту,/ сла́ва смотре́нию Твоему́,// сла́ва снизхожде́нию Твоему́, Еди́не Человеколю́бче.
Кондак Обрезанию Господню, глас 3
Всех Госпо́дь обре́зание терпи́т/ и челове́ческая прегреше́ния, я́ко Благ, обре́зует,/ дае́т спасе́ние днесь ми́ру./ Ра́дуется же в Вы́шних и Созда́телев иера́рх,// и светоно́сный, Боже́ственный таи́нник Христо́в Васи́лий.
СВЯТИТЕЛЮ ВАСИЛИЮ ВЕЛИКОМУ
Тропарь святителю Василию Великому, глас 1
Во всю зе́млю изы́де веща́ние твое́,/ я́ко прие́мшую сло́во твое́,/ и́мже боголе́пно научи́л еси́,/ естество́ су́щих уясни́л еси́,/ челове́ческия обы́чаи украси́л еси́,/ ца́рское свя́щение, о́тче преподо́бне,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак святителю Василию Великому, глас 4
Яви́лся еси́ основа́ние непоколеби́мое Це́ркве,/ подая́ все́м некра́домое госпо́дьство челове́ком,/ запечатле́я твои́ми веле́ньми,// небоявле́нне Васи́лие, преподо́бне.
Молитва святителю Василию Великому
О, вели́кий во иера́рсех, вселе́нныя учи́телю богому́дрый, преблаже́нне о́тче Васи́лие! Ве́лия по́двиги и труды́ твоя́, я́же во сла́ву святы́я Це́ркве соверши́л еси́: ты испове́дник тве́рдый и свети́льник ве́ры Христо́вы на земли́ был еси́, све́том Богове́дения ве́рныя озаря́яй, ло́жная уче́ния попаля́яй, и всему́ ми́ру сло́во спаси́тельныя и́стины возвеща́яй. Ны́не же, ве́лие на Небесе́х име́яй дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице, помози́ нам, со смире́нием к тебе́ припа́дающим, тве́рдо и неизме́нно святу́ю правосла́вную ве́ру до конца́ жития́ на́шего сохрани́ти, от малове́рия же, сомне́ний и колеба́ния в ве́ре соблюди́, да не прельще́ни бу́дем богопроти́вных и душепа́губных уче́ний словеса́ми. Дух ре́вности святы́я, е́юже ты пламене́л еси́, о пресла́вный Це́ркве Христо́вы па́стырю, возгре́й предста́тельством твои́м и в нас, и́хже Христо́с поста́ви бы́ти па́стырями, да всеусе́рдно просвеща́ем и утвержда́ем в пра́вей ве́ре слове́сное ста́до Христо́во. Испроси́, о, милосе́рдый святи́телю, от Отца́ све́тов и всем, вся́кий дар коему́ждо благопотре́бен: младе́нцем благо́е в стра́се Бо́жием возраста́ние, ю́ным целому́дрие, ста́рым и немощны́м укрепле́ние, скорбя́щим утеше́ние, неду́гующим исцеле́ние, заблу́ждшим вразумле́ние и исправле́ние, оби́димым заступле́ние, сирота́м и вдови́цам защище́ние, искуша́емым благода́тное поможе́ние, отше́дшим от сего́ вре́меннаго жития́, отце́м и бра́тиям на́шим блаже́нное упокое́ние. Ей, свя́тче Бо́жий, при́зри ми́лостиво от оби́телей го́рних на нас смире́нных, мно́гими собла́знами и напа́стьми обурева́емых, и с земли́ приве́рженных возведи́ к высоте́ небе́сней. Препода́ждь нам, преблаги́й о́тче, твое́ архипа́стырское и свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́емии, в сие́ но́вое ле́то и во все про́чее вре́мя живота́ на́шего в ми́ре, покая́нии и послуша́нии Святе́й Правосла́вной Це́ркви поживе́м, за́поведи Христо́вы усе́рдно творя́ще, по́двигом до́брым ве́ры подвиза́ющеся, и та́ко Ца́рствия Небе́снаго дости́гнем, иде́же с тобо́ю и все́ми святы́ми сподо́би Тро́ицу Святу́ю, Единосу́щную и Неразде́льную, пе́ти и сла́вити во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Проповедь игумена Никона (Воробьева). Слово на Обрезание Господне.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! По закону Моисееву, закону, данному Самим Господом еще Аврааму, всякий, кто хотел быть членом народа Израильского, избранного Богом народа, должен был подвергнуться особой кровавой операции. Это распространялось на все лица мужского пола. Совершалось так называемое обрезание. Знак обрезования оставался на всю жизнь. Он был напоминанием...►
Проповедь священномученика Фаддея (Успенского). Слово на Новый год (1906) и праздник Обрезания Господня
Проповедь протоиерея Василия Михайловского. На 2Тим.4:5-8.
Митр. Вениамин (Федченков). День Обрезания Господня.
Тесты.
Тест «Обрезание Господне».
Тест «Обрезание Господне».►