Неделя 11-я по Пятидесятнице.

В это воскресенье за Божественной литургией читается отрывок из Евангелия от Матфея (глава 18, стихи 23-35) - поведанная Господом Иисусом Христом притча о немилосердном должнике.

В притче о немилосердном рабе царь призывает своих должников, чтобы с ними сосчитаться. Под именем царя, как это видно из притчи, Христос представляет нам в пример доброделания Бога-Отца и зовет нас к доброделанию чрез подражание Царю-Богу.

В чем же и как мы можем выразить человеколюбие и милосердие? Прежде всего, в оказании всяческой помощи нуждающемуся, в оказании защиты в нуждах, затем, в великодушии и незлопамятстве к обидчикам, в молитве о них и в сострадании к согрешающим. К этому и побуждает нас Мессия-Христос, удостоивший нас быть нашим Учителем. «Просящему у тебя — дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5:42); «собирайте себе сокровища на небе» (Мф. 6:20), — говорит Господь.

А в отношении второго вида милосердия, которое выражается в беззлобии и в милостивом отношении к обидевшим нас, наш Небесный Учитель говорит: «Никому не воздавайте злом за зло, но побеждайте зло добром» (Рим. гл. 12); «не судите, да не судимы будете»; «если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 7:1; 6:15).

О прощении обид говорит нам нынешнее Евангельское чтение. Что такое прощение? Прощение — это средство к излечению психики человека, к восстановлению в нем Царства Божия. Умение прощать — это признак христианской настроенности души и заботы о ближнем, это признак нашего пребывания в любви. «Бог есть Любовь», «пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин. 4:16).

Любить только своих, а чужих если и не ненавидеть, то, по крайней мере, мало ценить и исключать из своего содружества, — было учением древности и является духом сынов Ветхого Завета. Обнимать любовью всех, как детей Божиих и собратьев, видеть и чтить в каждом человеке образ Божий, — это учение христиан. Поэтому-то христианин не пользуется жизнью только для своих личных целей и интересов, но всегда употребляет Богом ему данные дары на служение другим, на служение Церкви, на служение целому организму человечества, и тем содействует выполнению общего призвания рода человеческого. Без жертвенной любви эта задача не может быть выполнена.

Можно с уверенностью сказать, что, возможно, к нашим дням — жизнь человечества уже протекала бы в духе любви и подлинного братства, если бы не противоборствующая антихристова сила, действующая в мире непрерывно с первых дней христианской эры. Уже «и теперь» – говорит Апостол и Евангелист Иоанн – «появилось много антихристов». Эти антихристы, настойчиво и упорно в разных вариантах, преподносили и преподносят людям, падким на новинку, ложь, облеченную в некую толику правды.

Итак, когда кто-либо прогневил вас, огорчил, нанес вам личную обиду, — воздержитесь от негодования; вспомните громадность вашего перед Богом долга, подумайте как велик этот долг в сравнении с ничтожными долгами в отношении нас обидчиков наших. Если, умоляя Господа, в молитвах к Нему и особенно в таинстве покаяния, о великодушии к нам, — «остави нам долги наша», — мы получаем прощение, — то неужели не окажешь великодушия своему обидчику, неужели не вознесешь о нем молитву, чтобы сохранить чистым сердце свое. Ведь, молимся мы: «сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». И не забывайте о том, что правда за высоким учением Христа!

Прот. Вячеслав Резников. О злом должнике, Мф.18:23-35.

Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова.  О злом должнике. Неделя 11-я, Мф.18:23-35, 1 Кор.9:2-12.

Сегодня Евангелие приводит удивительный пример слепоты и бесчеловечия. Некий раб задолжал своему господину огромную сумму: десять тысяч талантов. Ему грозила потеря семьи и всего, что у него есть. Тогда рабу ничего не оставалось, как обратиться к милости господина: «государь! потерпи на...►

Митр. Сурожский Антоний.

Проповедь митрополита Сурожского Антония. Неделя 11-я по Пятидесятнице. Притча о немилосердном должнике.

Сегодняшняя притча такая ясная, такая простая, но я хотел бы обратить ваше внимание на одну или две вещи в ней. Из притчи ясно, что если мы не прощаем друг другу то малое, чем мы согрешаем друг перед другом, Бог не может простить нам то великое, чем мы должны Ему. И это верно; но я хочу задуматься...►