Неделя 19-я по Пятидесятнице

Притча о богаче и Лазаре – одна из самых ярких притч, рассказанных Христом. Прежде всего надо вспомнить, что несколько ранее евангелист Лука рассказывает, какую реакцию у сребролюбивых фарисеев вызвал призыв Христа «приобретать друзей богатством неправедным» – они в лицо Иисусу рассмеялись. Для них утверждение Иисуса, что любое богатство – всего лишь выданный Богом на короткое время ресурс, который надо использовать не для своих прихотей, но на добрые дела – всё это прозвучало излишне романтично и пафосно. Прекрасно зная цену каждой монете, и благоговея перед деньгами, фарисеи даже не стали скрывать своё презрительно-снисходительное отношение к этим речам Иисуса.

Таким образом, сегодняшняя притча – это тоже ответ Иисуса окружающим на повисший в воздухе вопрос: а где же правда Божия? С одной стороны, евреи привыкли считать, что благословен Богом тот, кто богат, успешен и имеет детей. Но если раздавать другим свои сбережения – к чему и призывает Иисус – разве не будет это оскорблением Бога и вообще, крайним безумием?

Своей притчей Иисус радикальным образом меняет сам ракурс взгляда окружающих на тему суда Божия. Можно сказать ещё жёстче: притча переворачивает привычные представления иудеев о загробной участи.

В притче три главных действующих лица – праотец Авраам, несчастный Лазарь и безымянный богач. Мы ничего не знаем, откуда достаток у богача, и почему Лазарь оказался нищим – здесь это не имеет вообще никакого значения. Важно другое: богач – успешен и вроде бы как даже счастлив, Лазарь – глубоко несчастен и никому не нужен. После смерти всё переворачивается: Лазарь – в раю рядом с Авраамом, богач – на самом дне огненного ада. У богача – шок: такого сценария он никак не ожидал, будучи уверен в прямо противоположном исходе. Он пытается убедить Авраама каким-то образом вразумить оставшихся на земле родных братьев, чтобы их не постигла такая независтная участь – но Авраам спокойно отвечает: всё, что надо для принятия правильных решений, у них уже есть, и если даже кто-то из мертвых воскреснет – они всё равно не поверят – если не поверили пророкам и Писанию.

В чем же заключается этот переворот сознания? Надо вспомнить, что у ветхозаветного еврея основной фокус жизни был обращён вовсе не на загробную участь, а на текущую, здешнюю жизнь. Мессию ждали именно как вполне земного царя, конечно же, особо близкого к Богу – но всё же имеющего совершенно понятное и осязаемое житейское измерение. Именно отсюда и жажда к материальным благам как к своего рода «маркерам» Божьего благоволения.

Своей притчей Иисус показывает совершенно другой горизонт: Бог – не там, где деньги, комфорт, роскошь и власть. Он – там, где открывается боль и нужда. И не потому, что ему сама по себе боль и нужда – нравятся. Нет: это всего лишь призыв, обращённый к другим – призыв учиться любить, невзирая на лица. Бог создаёт непростую ситуацию, помещает в неё человека, даёт ему необходимые ресурсы – и отходит в сторону, внимательно наблюдая, что дальше будет делать человек. Он не бьёт его по рукам, не кричит, не возмущается, когда человек ведёт себя неправильно. Но Он также и не хлопает в ладоши, не устраивает фейерверки, не вывешивает грамоты и не награждает орденами, когда человек ведёт себя правильно. Он терпеливо ждёт, пока не вызреет в душе человека определённый плод, результат множества мелких принятых решений. И когда этот плод уже определён, сформирован – Бог его забирает из этой жизни.

Сегодняшняя притча напоминает нам о двух очень важных вещах. Первое – это ответственность за каждый наш шаг, за каждое действие, которое мы совершаем. Именно они, эти ежеминутные наши поступки, и формируют день за днём тот самый «плод», который мы и понесём однажды на суд Богу.

Второе – это бесконечная важность отношений между людьми. Я не сомневаюсь: если бы богач хотя бы немного отнёсся к Лазарю просто по-человечески, его участь была бы другой.

Помоги же нам, Господи, никогда не забывать: умирая, мы оставим всё нами нажитое другим – а вот отношения, которыми наполнилось наше сердце, уйдут с нами в вечность – и там будут или терзать нас, или, напротив, радовать и вдохновлять!

Еп. Митрофан (Зноско-Боровский). Притча о «богатом и Лазаре», Лк.16:19–31.