Святых Новомучеников и Исповедников Талгарских. Сщмчч. Иоа́нна Гранитова и Лео́нтия Клименко, пресвитеров, Константина Зверева, диакона, и с ними 5-ти мучеников (1920)Перенесение мощей сщмч. Игнатия Богоносца, епископа.

И память Ваша вечна…
1920 год является одним из самых тяжелых для верующих нашей станицы. Зимой этого, в тече-ние 2-х месяцев было расстреляно свыше ста человек.
Красный террор, который обрушился с особой силой на духовенство, признанное советской вла-стью главным оплотом контрреволюции. Для служителей православной веры, нет тех моральных и физических испытаний, которых не приходилось бы им пережить. Убить «попа», весьма распространенное выражение того периода, но перед смертью посмеяться, поиздеваться над ними, по-видимому входило в правила поведения верного большевика.
Один из красных командиров Семиречья, позднее судимый, описывая кровавые подвиги своего отряда, с восторгом на сердце сообщал, что когда они входили в Сергиополь, Лепсинск, били всех подряд. «Мне тоже, - говорил он, - пришлось застрелить одного попа. А потом мы ловили этих чертей и били их как собак».
Отделение церкви от государства, своеобразно трактуемых большевиками, сделалось предлогом для запрещения проповеди гонимой религии. Мученическая смерть протоиерея Иоанна Михайловича Гранитова, настоятеля Свято-Никольского храма г.Талгар, а также диакона Константина Зверева, и священника Леонтия Андреевича Клименко (село Евгеньевка-Маловодное) представляют яркое тому доказательство.
Отец Иоанн Гранитов, не вмешивался в политическую жизнь города, но в своих проповедях, броня насилие, грабежи и убийство, призывал свою паству следовать учению Христа, утверждая, что Законы Божии выше законов человеческих, разъясняя несовместимость с христианством политики, проводимой новой властью. Такие проповеди возбуждали злобу против батюшек, служителей Церкви.
Местный орган «Джетысуйская правда» писала в эти дни официального уже террора: «Красный террор пущен в ход.., и самым кровавым образом расправился с ними». И действительно, это беспощадная расправа, официально объявленная исполкомом, сопровождалась опубликование в газете списков расстрелянных, в каждом из которых обязательно был священник.
Талгарские расстрелы проходили на старом кладбище и в овраге возле кирпичного завода. Старожилы рассказывали, что хоронили не всех сразу. К этому оврагу, где брали глину, опасливо озираясь, шли группами и в одиночку родственники и знакомые погибших. Вначале за паломничество и христианские похороны там же арестовывали. Но приходивших было так много, что аресты оказались бессильными помешать им.
Воды зимней оттепели, размывшие землю, вскрыли жертвы коммунистического произвола. Страшная картина открывалась на дне оврага: тела расстрелянных в одном белье, со скрученными назад руками, на иных натянуты мешки.
11 февраля на дне оврага появились новые жертвы. Среди расстрелянных были тела новомучеников – священнослужителей попираемой церкви – Иоанна Гранитова и Леонтия Клименко пресвитеров, Константина Зверева диакона и с ними 5-ти мучеников. Сохранилось предание, что накануне ночью, когда осужденных вели на расстрел, в Никольской церкви сам заупокойно зазвонил колокол. Имя неизвестного смельчика-звонаря вряд ли мы узнаем, и мало вероятно, что он уцелел. Вечная память все расстрелянным ранее, 18 января, 35 жителям Талгара, среди которых – староста Свято-Никольской церкви Беспалов Иосиф Яковлевич. Как правило, семьи казненных или осужденных священников высылались, их имущество реквизировалось.
Священномученик Иоанн (Иван Михайлович Гранитов) родился в 1875 году. Он был рукополо-жен во священника; со временем возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Никольской церкви в станице Талгар Верненского уезда Семиреченской области. Священномученик Константин (Иванович Зверев) родился в 1881 году, окончил Верненскую классическую гимназию и Ташкентскую учительскую семинарию. Он был рукоположен во диаконы и служил в Никольском храме в Талгаре.
Во время начавшихся безбожных гонений, протоиерей Иоанн был арестован большевиками по обвинению «в контрреволюционных выступлениях против советской власти… и в укрывании запасов хлеба». Во время ареста мучители вырвали у священника бороду и перед расстрелом выкололи ему глаза и цепью наперсного креста пилили шею. Во время пыток священник закричал, обращаясь к православным: «Не отрекайтесь от Бога!». Увидев, сколь жестоким мучениям подвергается пастырь, за него вступился диакон Константин и тут же был изрублен шашками. Останки священномучеников палачи сложили в мешок и бросили в овраг рядом с кладбищем, где проводились расстрелы.
Но, ни смерть, ни живот, ни высота, ни глубина, ни и на тварь не возможет нас разлучить от любве Божия. Возможно, придет то время, когда святые останки, мощи талгарских мучеников будут лежать в раках храма, но, а пока мы будем просить Их молитв, заступничества о нас грешных перед Богом.
Подготовил Виталий Терновцев (по материалам православного издания "Свет православия", №2 (39), 1997 г.)

Тропарь святым новомученикам и исповедникам Казахстанским глас 7
Не́бо церко́вное ны́не отверза́ется,/ весе́лия исполня́ется Це́рковь Правосла́вная земли́ Казахста́нския,/ и я́ко а́нгельский ли́к собо́ру ве́рных предхо́дит/ пресве́тлое во́инство му́чеников и испове́дников ея́./ И́хже ра́ди страда́ния, Христе́ Бо́же,/ кре́пость благоутро́бнаго милосе́рдия яви́ земли́ на́шей./ Це́рковь же в пусты́ни Тобо́ю насажде́нную/ моли́твами Богоро́дицы и все́х святы́х// изба́ви от бе́д и утверди́ вове́ки.
Перевод: Небо церковное сейчас открывается, радостью наполняется Церковь Православная земли Казахстанской, и как ангельский сонм собранию верующих предшествует пресветлое воинство мучеников и исповедников Ее. Ради их мучений, Христе Боже, яви силу щедрого милосердия земле нашей. Церковь же, в пустыне Тобой насажденную, по молитвам Богородицы и всех святых избавь от бед и утверди навечно.
Кондак святым новомученикам и исповедникам Казахстанским глас 5
О, му́ченицы и испове́дницы пресла́внии,/ Казахста́нския земли́ предста́телие тепле́йшии,/ во вся́ком чи́не и возрасте́ Христу́ послужи́вшии!/ Кто́ испове́сть боле́зни и по́двиги ва́ша,/ кто́ дово́лен изрещи́ чудеса́ ва́шея ве́ры,/ или́ хвалу́ досто́йную красоте́ испове́дания ва́шего возда́ти?/ Оба́че приими́те любо́вию ва́с почита́ющия// и моли́тву вознеси́те о спасе́нии ду́ш на́ших.
Перевод: О, мученики и исповедники прославляемые, Казахстанской земли защитники горячие, во всяком чине и возрасте Христу послужившие! Кто поведает о страданиях и подвигах ваших, кто достоин описать чудеса вашей веры или воздать достойную хвалу красоте исповедания вашего? Однако примите с любовью вас почитающих и вознесите молитву о спасении душ наших.
Величание святым новомученикам и исповедникам Казахстанским
Велича́ем ва́с,/ святи́и новому́ченицы и испове́дницы в земли́ Казахста́нстей просия́вшии,/ и чти́м святу́ю па́мять ва́шу,/ вы́ бо моли́те за на́с// Христа́ Бо́га на́шего.
Молитва святым новомученикам и исповедникам Казахстанским
О, пресла́внии во́ины Отца́ Небе́снаго! О, Боже́ственнии храборницы! В годи́ну гоне́ния лю́таго в земли́ Казахстанстей за ве́ру Христо́ву пострада́вшии и сея́ земли́ предста́тели тепле́йшии яви́вшиися! Ва́м ны́не мы́, смире́ннии и недосто́йнии, усе́рдное моле́ние приноси́ти дерза́ем в де́нь благознамени́тый пра́здника ва́шего. Оба́че недоуме́юще, ка́ко нарещи́ ва́с подоба́ет или́ ка́ко по достоя́нию воспе́ти по́двиги ва́ша, си́це вопие́м:
О, святи́телие Христо́вы, Ева́нгелия Боже́ственнаго и преда́ния церко́внаго носи́телие, о наро́де Бо́жием печа́льницы! Помози́те на́м зако́ну Госпо́дню приле́жно поуча́тися и бли́жним свои́м ми́лости твори́ти, да бу́дем досто́йни ва́шея любви́ и заступле́ния.
О, свяще́нницы Госпо́дни, Же́ртвы Безкро́вныя соверши́телие и о проще́нии грехо́в люде́й христоимени́тых хода́таи! Испроси́те на́м прилежа́ние к слу́жбе Бо́жией и попече́ние об исправле́нии грехо́в на́ших.
О, преподо́бнии отцы́ и ма́тери, во а́нгельстем чи́не Бо́гу послужи́вшии, страсте́й победи́телие и даро́в Ду́ха Свята́го честни́и сосу́ди! Излейте на на́с благода́ть даро́в ва́ших, да возревну́ем стра́сти вся́ победи́ти.
О, страстоте́рпцы Боже́ственнии, терпе́ния адама́нти тве́рдии, кро́тости Христо́вы цве́ти благоуха́ннии! Дале́че отжени́те от на́с малоду́шие и ро́пот, научи́те на́с наде́жду на еди́наго Бо́га спаса́ющаго возлага́ти и бли́жних не́мощи терпели́вно носи́ти.
О, святи́и сро́дницы на́ши, Земли́ Казахския украше́ние, юдо́ль печальную в сла́вы Бо́жия селе́ние претворившии, равноагельнии храни́телие градо́в и ве́сей на́ших, о лю́дех правосла́вных при́снии моли́твенницы! Я́коже во вре́мя земна́го жития́ ва́шего во вся́ких ну́ждах стра́ждущим помогали есте́, та́ко и ны́не бу́дите на́м помо́щницы и засту́пницы, я́ко ве́лие дерзнове́ние пред Бо́гом стяжа́ли есте́, в тя́жких страда́ниях ве́рны Христу́ яви́вшеся. Помози́те на́м по́прище земно́е без поро́ка прейти́ и Ца́рствия Небе́снаго дости́гнути и та́мо ку́пно с ва́ми прославля́ти в Тро́ице пева́емаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
СВЯТИИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИЦЫ ИОАННЕ И КОНСТАНТИНЕ ТАЛГАРСКИИ, МОЛИТЕ БОГА О НАС.


Священномученик Игнатий Богоносец, Антиохийский, епископ

Тропарь священномученику Игнатию Богоносцу, глас 4
И нpа́вом пpича́стник,/ и пpесто́лом наме́стник апо́столом быв,/ дея́ние обpе́л еси́, Богодухнове́нне,/ в виде́ния восхо́д,/ сего́ pа́ди сло́во и́стины испpавля́я,/ и ве́pы pа́ди постpада́л еси́ да́же до кpо́ве,/ священному́чениче Игна́тие,// моли́ Хpиста́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: И нравам апостольским сопричастником, и престола их наследником став, делами ты, Богодухновенный, восхождения к созерцанию достиг; потому слово истины право возвещая, ты за веру пострадал до крови, священномученик Игнатий, ходатайствуй пред Христом Богом о спасении душ наших.
Ин тропарь священномученику Игнатию Богоносцу, глас 4
Апо́стольских нpа́вов подpажа́телю/ и пpесто́ла их сонасле́дниче,/ архиеpе́ев удобpе́ние и му́чеников сла́во, Богодухнове́нне,/ на огнь, и меч, и зве́pи деpзну́л еси́, ве́pы pа́ди/ и, слово и́стины испpавля́я,/ до кpо́ве постpада́л еси́,/ священному́чениче Игна́тие,/ моли́ Хpиста́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Апостольских нравов подражатель и престола их сонаследник, архиереев украшение и мучеников слава, Богодухновенный, на огонь, и меч, и зверей решился ты, веры ради и, слово истины исполняя, до смерти пострадал ты, священномученик Игнатий, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Кондак священномученику Игнатию Богоносцу, глас 3
Све́тлых по́двиг твои́х светоно́сный день/ предпропове́дует всем в верте́пе рожде́наго:/ сего́ бо жажда́я от любве́ наслади́тися,/ потща́лся еси́ от звере́й снеде́н бы́ти;// сего́ ра́ди и Богоно́сец наре́клся еси, Игна́тие всему́дре.
Перевод: Светлых подвигов твоих светоносный день предвозвещает всем в пещере Рожденного, ибо желая насладиться Его любви, ты решился (на мученичество) быть съеденным зверями, потому и назвался Богоносцем, Игнатий премудрый.
Молитва священномученику Игнатию Богоносцу
О, вели́кий святи́телю Богоно́сный Игна́тие! К тебе́ припа́даем и мо́лим тя, при́зри на ны гре́шныя, прибега́ющия к твоему́ заступле́нию! Умоли́ Го́спода, да прости́т нам вся согреше́ния на́ша: ты му́ченически ду́шу твою́ за ве́ру положи́л еси́, да́руй и нам му́жество во всем подража́ти тебе́. Ничто́ в жи́зни не возмогло́ отлучи́ти тя от любве́ ко Го́споду, ни ле́стныя обеща́ния, ни преще́ния, ни угро́зы, ниже́ са́мыя му́ки: ты с ра́достию предста́л пред зверьми́ на смерть лю́тую и, я́ко а́нгел, возлете́л еси́ во оби́тели Отца́ на́шего Небе́снаго; и моли́тва твоя́ мно́го мо́жет пред Го́сподем. Бу́ди же, святы́й уго́дниче, предста́телем у Го́спода: за ны, недосто́йнии рабы́ твоя́; помога́й и всем правосла́вным христиа́ном святы́ми твои́ми моли́твами ко всемогу́щему Бо́гу, да изба́вит ны от гла́да, тру́са, гра́да, бездо́ждия и смертоно́сных боле́зней, и да да́рует нам здр́авие и спасе́ние. Бу́ди же нам помо́щник ско́рый во вся́кой ско́рби, наипа́че в час кончи́ны на́шея яви́ся нам све́тлым защи́тником и хода́таем и умоли́ Го́спода сподо́битися всем нам, тебе́ ны́не те́пле моля́щимся, получи́ти по христиа́нской кончи́не Небе́сное Ца́рствие, иде́же вси святи́и вку́пе с тобо́ю ве́чно сла́вят Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.
Молитва вторая священномученику Игнатию Богоносцу
О, велики́й уго́дниче Христо́в, священному́чениче Игна́тие! При́зри ми́лостивым твои́м о́ком и простри́ ко Го́споду те́плыя твоя́ моли́твы, и испроси́ душа́м на́шим оставле́ние прегреше́ний. Се бо мы, раби́ Бо́жии (имена), се́рдцем сокруше́нным и ду́хом смире́нным тебе́, хода́тая ми́лостива ко Влады́це и моли́твенника за ны, гре́шныя, призыва́ем, тебе́ у́бо про́сим: не пре́зри нас недосто́йных, твоея́ по́мощи тре́бующих, и исхода́тайствуй нам вся ко спасе́нию поле́зная, я́ко да получи́вше благода́ть и ми́лость, просла́вим всех благи́х Исто́чника и Дарода́теля, Бо́га Еди́наго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.



Прот. Григорий Дьяченко. Священномученик Игнатий Богоносец.
КНИГИ, СТАТЬИ

Диакон Николай Солодов. День Игнатия Богоносца: письма из I века.





