ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА.

 

В следующий за Пятидесятницей день, то есть в понедельник совершается праздник в честь Святого Духа (потому сам день иногда называется «понедельник Святого Духа»). Служба этого дня аналогична службам «наутрий» (то есть следующих после праздника дней) двух других Господских двунадесятых праздников высочайшего статуса – Рождества Христова и Богоявления. Особенно же много аналогий с праздником Собора Пресвятой Богородицы (26 декабря), так как и здесь во многих чертах повторяется служба вчерашнего двунадесятого праздника (особенно много соответствий на утрене).

До появления Студийского Устава (то есть до IX века) понедельник после Пятидесятницы не имел связи с прославлением Святого Духа. В древней Иерусалимской традиции (V – VIII вв.) он никак не был обозначен. В Уставе Великой церкви (то есть в соборном богослужении Константинополя) этот день был посвящен памяти апостолов как участников события новозаветной Пятидесятницы. От этой традиции в наше богослужение перешли литургийные чтения Дня Святого Духа: нынешние Апостол (Еф.5:9-19, зачало 229) и Евангелие (Мф.18:10-20, зачало 75).

Впервые именование понедельника «Днем Святого Духа» появляется в Студийских монастырских Типиконах предположительно в IX веке (сохранившиеся рукописи Уставов относятся к XI веку). Главным гимнографическим отличием дня является особый канон Святому Духу, написанный преподобным Феофаном в IX веке (возможно, как раз специально для этого дня). В Студийских Типиконах канон Святого Духа полагалось петь на утрене вместе с 1-м каноном Пятидесятницы. В поздних редакциях Иерусалимского Устава (XIV – XV вв.) канон Святому Духу был перенесен на повечерие, а утреня Дня Святого Духа стала почти идентична утрене Пятидесятницы.

На Руси второй день праздника Пятидесятницы (нынешний День Святого Духа) в XIV веке среди учеников преподобного Сергия Радонежского получает наименование «Троицын день» и праздничной иконой этого дня становится так называемая «Ветхозаветная Троица» (образ, написанный преподобным Андреем Рублёвым). К XVII веку наименование «Троицын день» переходит на сам праздник, тогда как следующий день по образцу греческих Типиконов стали называть Сошествием Святого Духа. Однако иконы на центральный аналой предписывается класть так, чтобы подчеркнуть мысль: в Неделю Пятидесятницы внимание акцентировано на сошествие Святого Духа, в понедельник — прославление Троицы. Вот характерные указания в Уставе 1641 года: «в субботу к недели поставляем на вечерни к Троицыну дни на налое образ сшествия Святаго Духа», а далее перед вечерней в Неделю Пятидесятницы сказано: «вечерню трезвонят во вся колоколы сошествию Святаго Духа, а на налое поставляем образ Троицы Живоначалныя». Вот что интересно: названия праздников уже современные, но иконы на центральный аналой предписано класть в соответствии с более древней русской практикой.

От­празд­ну­ем, вер­ные, ра­дост­но / по­след­ний и за­клю­чи­тель­ный празд­ник; / это — Пя­ти­де­сят­ни­ца, ис­пол­не­ние обе­ща­ния / и все­го, пред­ре­шен­но­го о нас; / ибо в этот день огонь Уте­ши­те­ля / вне­зап­но со­шел на зем­лю как бы в ви­де язы­ков, / и про­све­тил уче­ни­ков, / и явил их по­свя­щен­ны­ми в тай­ны неба. / Свет Уте­ши­те­ля при­шел и мир про­све­тил!

                                                                                                                                                                                                (По­сле 1 сти­хо­сло­вия се­да­лен, глас 4)

Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем, посему Он и совершает с Ними все, будучи самовластным, всесильным и благим. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, Он — источник всякой жизни.

Обогащая человека духовными дарами и растя в нем плоды духовные, Дух Святой украшает человека и многообразными добродетелями, делает его, по слову Писания, древом добрым, творящим и плоды добрые (Мф. 7:17). Жизнь по Духу Святому ясно обнаруживается в плодах Духа, к которым относятся, по словам апостола Павла, «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Галат. 5:22-23).

Дух Свя­той — свет и жизнь, / и жи­вой ра­зум­ный ис­точ­ник. / Дух пре­муд­ро­сти, Дух ра­зу­ма, / бла­гой, пра­вый, мыс­ля­щий, вла­ды­че­ству­ю­щий, / очи­ща­ю­щий со­гре­ше­ния; / Бог и бо­го­тво­ря­щий; / Огонь от Ог­ня ис­хо­дя­щий; / го­во­ря­щий, дей­ству­ю­щий, рас­пре­де­ля­ю­щий да­ро­ва­ния. / Чрез Него увен­ча­лись все про­ро­ки / и Бо­жии Апо­сто­лы с му­че­ни­ка­ми. / Это — нечто, необы­чай­ное для слу­ха, / необы­чай­ное для со­зер­ца­ния: / Огонь, раз­де­ля­ю­щий­ся для со­об­ще­ния да­ро­ва­ний!

Святой Дух — Тот, Который, как Помощник, Крепость, даёт нам силу жить, стоять неколебимо, быть исполнителями воли Божией.

Он — Тот, Который даёт душе крепость, решимость, силу, —  власть исполнить это. Только если мы повернёмся к Нему и скажем: Приди! Вселися в нас! Очисти нас! Будь не только нашим Утешителем, но нашей Крепостью и Силой!

И, наконец, Он подаёт нам радость познания того, как мы близки, несмотря на то, что бесконечным представляется расстояние между Богом и нами. Он — Тот, Который из наших глубин ходатайствует в нас к Богу воздыханиями неизглаголанными.

Он — Тот, Кто, потому что мы — Христовы, Его братья, Его сестры по человечеству (и это собственные слова Христа), дает нам познать, что мы — дети Отца. 

Дух Святой всех объединяет, это Дух собирающий, это Дух, объединяющий в любви. И мы должны, особенно в день Святаго Духа, об этом вспомнить: объединить нас всех в любви может только Дух Святой по благодати Божией. Поэтому будем к Нему стремиться, а то, что нас разъединяет, будем из нашего сердца и из нашего общения изгонять.

«Ско­рое и на­деж­ное уте­ше­ние / по­да­вай ра­бам Тво­им, Иису­се, / ко­гда мы уны­ва­ем ду­хом на­шим. / Не от­лу­чай­ся от душ на­ших в скор­бях, / не от­да­ляй­ся от мыс­лей на­ших в на­па­стях, / но все­гда при­хо­ди на по­мощь нам. / При­близь­ся к нам, при­близь­ся, Вез­де­су­щий, / как и с Апо­сто­ла­ми Тво­и­ми был все­гда, / так и с лю­бя­щи­ми Те­бя со­еди­нись, Ми­ло­сти­вый, / дабы мы, с То­бою со­че­тав­шись, / вос­пе­ва­ли и сла­во­сло­ви­ли все­свя­то­го Ду­ха Тво­е­го!»

(Икос празд­ни­ка).

Каноны и Акафисты

Проповедь дня

Свт. Филарет Московский.
Сщмч. Фаддей (Успенский).
Прот. Димитрий Смирнов.
Свт. Иоанн (Максимович), архиеп. Шанхайский и Сан-Францисский.
 
Еп. Митрофан (Зноско-Боровский).