ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА.
В следующий за Пятидесятницей день, то есть в понедельник совершается праздник в честь Святого Духа (потому сам день иногда называется «понедельник Святого Духа»). Служба этого дня аналогична службам «наутрий» (то есть следующих после праздника дней) двух других Господских двунадесятых праздников высочайшего статуса – Рождества Христова и Богоявления. Особенно же много аналогий с праздником Собора Пресвятой Богородицы (26 декабря), так как и здесь во многих чертах повторяется служба вчерашнего двунадесятого праздника (особенно много соответствий на утрене).
До появления Студийского Устава (то есть до IX века) понедельник после Пятидесятницы не имел связи с прославлением Святого Духа. В древней Иерусалимской традиции (V – VIII вв.) он никак не был обозначен. В Уставе Великой церкви (то есть в соборном богослужении Константинополя) этот день был посвящен памяти апостолов как участников события новозаветной Пятидесятницы. От этой традиции в наше богослужение перешли литургийные чтения Дня Святого Духа: нынешние Апостол (Еф.5:9-19, зачало 229) и Евангелие (Мф.18:10-20, зачало 75).
Впервые именование понедельника «Днем Святого Духа» появляется в Студийских монастырских Типиконах предположительно в IX веке (сохранившиеся рукописи Уставов относятся к XI веку). Главным гимнографическим отличием дня является особый канон Святому Духу, написанный преподобным Феофаном в IX веке (возможно, как раз специально для этого дня). В Студийских Типиконах канон Святого Духа полагалось петь на утрене вместе с 1-м каноном Пятидесятницы. В поздних редакциях Иерусалимского Устава (XIV – XV вв.) канон Святому Духу был перенесен на повечерие, а утреня Дня Святого Духа стала почти идентична утрене Пятидесятницы.
На Руси второй день праздника Пятидесятницы (нынешний День Святого Духа) в XIV веке среди учеников преподобного Сергия Радонежского получает наименование «Троицын день» и праздничной иконой этого дня становится так называемая «Ветхозаветная Троица» (образ, написанный преподобным Андреем Рублёвым). К XVII веку наименование «Троицын день» переходит на сам праздник, тогда как следующий день по образцу греческих Типиконов стали называть Сошествием Святого Духа. Однако иконы на центральный аналой предписывается класть так, чтобы подчеркнуть мысль: в Неделю Пятидесятницы внимание акцентировано на сошествие Святого Духа, в понедельник — прославление Троицы. Вот характерные указания в Уставе 1641 года: «в субботу к недели поставляем на вечерни к Троицыну дни на налое образ сшествия Святаго Духа», а далее перед вечерней в Неделю Пятидесятницы сказано: «вечерню трезвонят во вся колоколы сошествию Святаго Духа, а на налое поставляем образ Троицы Живоначалныя». Вот что интересно: названия праздников уже современные, но иконы на центральный аналой предписано класть в соответствии с более древней русской практикой.
Отпразднуем, верные, радостно / последний и заключительный праздник; / это — Пятидесятница, исполнение обещания / и всего, предрешенного о нас; / ибо в этот день огонь Утешителя / внезапно сошел на землю как бы в виде языков, / и просветил учеников, / и явил их посвященными в тайны неба. / Свет Утешителя пришел и мир просветил!
(После 1 стихословия седален, глас 4)
Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем, посему Он и совершает с Ними все, будучи самовластным, всесильным и благим. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, Он — источник всякой жизни.
Обогащая человека духовными дарами и растя в нем плоды духовные, Дух Святой украшает человека и многообразными добродетелями, делает его, по слову Писания, древом добрым, творящим и плоды добрые (Мф. 7:17). Жизнь по Духу Святому ясно обнаруживается в плодах Духа, к которым относятся, по словам апостола Павла, «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Галат. 5:22-23).
Дух Святой — свет и жизнь, / и живой разумный источник. / Дух премудрости, Дух разума, / благой, правый, мыслящий, владычествующий, / очищающий согрешения; / Бог и боготворящий; / Огонь от Огня исходящий; / говорящий, действующий, распределяющий дарования. / Чрез Него увенчались все пророки / и Божии Апостолы с мучениками. / Это — нечто, необычайное для слуха, / необычайное для созерцания: / Огонь, разделяющийся для сообщения дарований!
Святой Дух — Тот, Который, как Помощник, Крепость, даёт нам силу жить, стоять неколебимо, быть исполнителями воли Божией.
Он — Тот, Который даёт душе крепость, решимость, силу, — власть исполнить это. Только если мы повернёмся к Нему и скажем: Приди! Вселися в нас! Очисти нас! Будь не только нашим Утешителем, но нашей Крепостью и Силой!
И, наконец, Он подаёт нам радость познания того, как мы близки, несмотря на то, что бесконечным представляется расстояние между Богом и нами. Он — Тот, Который из наших глубин ходатайствует в нас к Богу воздыханиями неизглаголанными.
Он — Тот, Кто, потому что мы — Христовы, Его братья, Его сестры по человечеству (и это собственные слова Христа), дает нам познать, что мы — дети Отца.
Дух Святой всех объединяет, это Дух собирающий, это Дух, объединяющий в любви. И мы должны, особенно в день Святаго Духа, об этом вспомнить: объединить нас всех в любви может только Дух Святой по благодати Божией. Поэтому будем к Нему стремиться, а то, что нас разъединяет, будем из нашего сердца и из нашего общения изгонять.
«Скорое и надежное утешение / подавай рабам Твоим, Иисусе, / когда мы унываем духом нашим. / Не отлучайся от душ наших в скорбях, / не отдаляйся от мыслей наших в напастях, / но всегда приходи на помощь нам. / Приблизься к нам, приблизься, Вездесущий, / как и с Апостолами Твоими был всегда, / так и с любящими Тебя соединись, Милостивый, / дабы мы, с Тобою сочетавшись, / воспевали и славословили всесвятого Духа Твоего!»
(Икос праздника).
Каноны и Акафисты
Акафист Святому Духу
Канон Святому Духу
Канон Божественному и поклоняемому Пресвятому Духу Параклиту
Проповедь дня