Неделя 8-я по Пятидесятнице. Предпразднство Преображения Господня
Возлюбленные братья и сестры, нынешнее евангельское чтение повествует нам о милосердии Господа к людями Его божественной всемогущей силе, именно говорит об исцелении многих больных и о чудесном напитании пяти тысяч народа чудесно умноженными пятью малыми хлебами и двумя рыбами.
Не бывает ли подобного чуда и ныне с людьми милостивыми? И весьма часто. По мере даяния и Господь им подает в десять, двадцать, во сто раз больше. Верен Господь во всех словах Своих (Пс. 44, 13).
Святой праведный Иоанн Кронштадский
Сначала Господь духовно исцеляет больных душой, а затем питает их. Так как если не исцелит душу от грехов и не уврачует от недугов духовных, то никто не может принять пищу Божественную –учение о Царствии Божием (Лк.9:11), слово исходящее из уст Божиих (Мф.4:4).
То, что Господь дал хлеб апостолам, а они – людям, указывает на право и власть апостолов и их приемников (епископов и священников) учить и совершать Таинства.
То, что Господь напитал такое множество народа, и еще остались излишки заполнившие двенадцать корзин – указывает на преизбыточествующую премудрость и силу в учении Христа, которое не могли вместить люди. Миссию разъяснять это учение взяли на себя двенадцать апостолов и понесли, так как им “дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так – что они видя не видят и слыша не разумеют” (Лк.8:10).
Жены и дети исключаются из числа – значит, что для того, чтобы питать себя Словом Божиим – христианин должен быть в зрелом духовном возрасте, не быть дитем по уму и расслабленным чувственно как женщина, а быть мужественным и собранным духовно.
Господь “сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря, и начал учить их много” (Мк.6:34) – действительно если у человека чувства не устремлены к Богу, то они рассеиваются по своим похотям, в которых ищут суррогаты утраченного блаженства.
Это Евангельское повествование имеет глубоко литургический смысл. Господь не хочет отпустить народ, чтобы он пошел в селения и купил себе пищи, которой он питался прежде, когда жил не зная Господа, а дает им новую пищу—“Я есмь хлеб жизни, — учил Господь, — приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда” (Ин.6:35), “хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира”(Ин.6:51). “ядущий его не умрет (Ин.6:50). “ Сей-то есть хлеб, сшедший с небес; не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек” (Ин.6:58).
Истинный наш хлеб, дающий вечную жизнь – есть Господь наш Иисус Христос, Этого Хлеба мы причащаемся за Божественной Литургией. Сколько бы христиан не причащалось на Литургии – никто не лишается Тела Христова и даже остается в Чаше, которую потребляет священнослужитель.
Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Неделя 8. О чудесном насыщении народа.
Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова. О единстве Церкви. Неделя 8-я, Мф.14:14-22, 1 Кор.1:10-18.
Проповедь митрополита Сурожского Антония. Неделя 8-я по Пятидесятнице. Насыщение народа пятью хлебами.
Проповедь святителя Димитрия Ростовского. Поучение первое в неделю восьмую по Святом Духе, на Евангелие о пяти хлебах, Мф.14:20.
Проповедь священномученика Фаддея (Успенского). Слово в Неделю 8-ю по Пятидесятнице.