ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ПРОРОКА БОЖИЯ ИЛИИ
Илия — один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином, за 900 лет до Рождества Христова. Когда родился Илия, отцу его Соваку было видение, что благообразные мужи беседовали с младенцем, пеленали огнем и питали пламенем огненным.
С юных лет Илия поселился в пустыне и жил в строгом подвиге поста и молитвы. Призван на пророческое служение в царствование царя Ахава-идолопоклонника, который поклонялся Ваалу (солнцу) и заставлял народ еврейский делать то же. Господь послал Илию к Ахаву и повелел предсказать ему, что если он и его народ не обратятся к истинному Богу, то его царство постигнет голод. Ахав не послушался пророка, и в стране настала засуха и большой голод.
Во время голода Илия прожил год в пустыне, куда ему вороны носили пищу, и более двух лет у одной вдовы в городе Сарепте. Силою своей молитвы великий пророк сотворил и другое чудо — воскресил умершего сына этой вдовы. Через три с половиной года Илия вернулся в Израильское царство и сказал царю и всему народу, что все бедствия израильтян происходят оттого, что они забыли истинного Бога и стали поклоняться идолу Ваалу. Чтобы доказать заблуждение израильтян, Илия предложил сделать два жертвенника — один Ваалу, а другой — Богу, и сказал: «Принесем жертвы, и если огонь с неба сойдет на жертвенник Ваала, значит, он истинный Бог, а если нет, то идол».
Сначала сделали жертвенник Ваалу, набросали дров, закололи быка, а жрецы Вааловы стали молиться своему идолу: «Ваал, Ваал, пошли нам с неба огонь». Но ответа никакого не было, и огонь с неба на Ваалов жертвенник не сошел. Вечером Илия сделал свой жертвенник, положил дрова, полил их прежде водою и стал молиться Богу. И вдруг с неба упал огонь и попалил не только дрова и жертву, но и воду и камни жертвенника. Когда народ увидел это чудо, то прославил истинного Бога и снова в Него уверовал: «Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!» Тогда пророк Илия умертвил всех жрецов Бааловых и стал молиться о ниспослании дождя. По его молитве небо отверзлось и выпал обильный дождь, напоивший жаждущую землю.
За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице. Свидетелем этого чудного восхождения был пророк Елисей. Затем в Преображении Господнем он явился вместе с пророком Моисеем и предстал пред Иисусом Христом, беседуя с ним на горе Фавор. По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.
Тропарь пророка Илии, глас 4
Во пло́ти А́нгел,/ проро́ков основа́ние,/ вторы́й Предте́ча прише́ствия Христо́ва Илия́ сла́вный,/ свы́ше посла́вый Елисе́еви благода́ть,/ неду́ги отгоня́ти/ и прокаже́нныя очища́ти,// те́мже и почита́ющим его́ то́чит исцеле́ния.
Кондак пророка Илии, глас 2
Проро́че и прови́дче вели́ких дел Бо́га на́шего,/ Илие́ великоимени́те,/ веща́нием твои́м уста́вивый водото́чныя о́блаки,// моли́ о нас еди́наго Человеколю́бца.
Молитва Святому пророку Илие
"О прехвальный и пречудный пророче Божий Илие, просиявый на земли равноангельным житием твоим, пламеннейшею ревностию по Господе Бозе Вседержители, еще же знамении и чудесы преславными, таже, по крайнему благоволению к тебе Божию, преестественно восхищенный на огненней колеснице с плотию твоею на Небо, сподобльшийся беседовати с Преобразившимся на Фаворе Спасителем мира, и ныне в райских селениих непрестанно пребываяй и предстояй Престолу Небеснаго Царя! Услыши нас, грешных и непотребных (имена), в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, преспевати же во всяком деле блазе; да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней православней вере, к уставом Святыя Церкве и к заповедем Господним, непочтением к родителем и властем придержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий и избави вся грады и веси Отечества нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами, преславне, предержащии власти наша в велицем и многотруднем подвизе народоправления, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниих к водворению мира и правды в стране нашей. Пособствуй христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость во учении и управлении, благочестие и крепость во искушениях, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко властем и усердное исполнение своих обязанностей; да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение со безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь".
Молитва пророку Илие во время засухи о ниспослании дождя
"О великий и преславный пророче Божий Илие, ревности ради твоея по славе Господа Бога Вседержителя не терпевый зрети идолослужения и нечестия сынов Израилевых, обличавый законопреступнаго царя Ахава и в наказание тех трилетний глад на землю Израилеву молитвою твоею от Господа испросивый, да, отвергше мерзкия идолы и отступльше от неправд и беззаконий, обратятся ко Единому Истинному Богу и исполнению святых Его заповедей, вдовицу Сарептскую в гладе пречудно препитавый и сына ея умерша молитвою твоею воскресивый, по прошествии же пронареченнаго времене глада, собранный на гору Кармильскую народ израильский в богоотступстве и нечестии укоривый, таже огнь молитвою на жертву твою с небесе испросивый и чудом сим Израиля ко Господу обративый, студныя же пророки Вааловы посрамивый и умертвивый, по сих же молитвою паки небо разрешивый и обильный дождь на землю испросивый и люди Израилевы возвеселивый! К тебе, предивный угодниче Божий, усердно прибегаем, грешнии и смиреннии, томими бездождием и зноем: исповедуем, яко недостойни есмы милости и благодеяний Божиих, достойни же паче лютых прещений гнева Его, скорби же и нужды и всяких зол и болезней. Не бо ходихом в страсе Божии и в путех заповедей Его, но в похотех развращенных сердец наших и всякий вид греха безчисленно сотворихом; беззакония наша превзыдоша главу нашу, и несмы достойни явитися пред лице Божие и зрети на небо. Исповедуем, яко и мы, якоже древний Израиль, отступихом от Господа Бога нашего, аще не верою, то беззаконьми нашими, и аще не покланяемся Ваалу и другим мерзким идолом, то раболепствуем страстем и похотем нашим, служаще идолу чревоугодия и сластолюбия, идолу корыстолюбия и честолюбия, идолу гордости и тщеславия, и вслед ходим богопротивным иноплеменным обычаем и погибельному духу времене. Исповедуем, яко сего ради заключися небо и сотворися аки медяно, яко заключися сердце наше от милосердия и истинныя любве ко ближнему; сего ради отверде земля и соделася безплодна, яко не приносим Господу нашему плодов добрых дел; сего ради несть дождя и росы, яко не имамы слез умиления и животворный росы Богомыслия; сего ради увяде всяк злак и трава сельная, яко изсше в нас всякое благое чувство; сего ради омрачися воздух, яко ум наш омрачися студными помышленьми и сердце наше осквернися беззаконными похотеньми. Исповедуем, яко и тебе, пророче Божий, просити мы недостойни есмы. Ты бо, подобострастен быв нам человек, Ангелом в житии твоем уподобился еси и, аки безплотный, на небо восхищен еси, мы же студными помыслы и деяньми нашими безсловесным скотом уподобихомся и душу нашу яко плоть сотворихом. Ты постом и бдением удивил еси Ангелов и человеков, мы же, предающеся невоздержанию и сластолюбию, скотом несмысленным уподобляемся. Ты презельною ревностию о славе Божией выну горел еси, мы же небрежем о славе нашего Творца и Господа и стыдимся исповедывати достопокланяемое Имя Его. Ты нечестие и злыя обычаи искоренял еси, мы же рабствуем духу века сего, поставляюще богопротивныя обычаи мира паче заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве. И кий грех и неправду не сотворихом мы, окаяннии? Истощихом беззаконьми нашими долготерпение Божие. Темже правосудный Господь прогневася на нас и во гневе Своем наказа нас. Обаче ведуще велие дерзновение твое пред Господем и надеющеся на любовь твою к роду человеческому, дерзаем молити тя, прехвальне пророче: милостив буди к нам, недостойным и непотребным. Умоли Великодаровитаго и Всещедраго Бога, да не до конца прогневается на ны и не погубит нас со беззаконьми нашими, но да низпослет на жаждущую и изсохшую землю дождь обильный и мирный, да дарует ей плодоносие и благорастворение воздуха. Преклони действенным твоим ходатайством на милость Царя Небеснаго, аще не ради нас, грешных и скверных, но ради избранных рабов Его, не преклонивших колена своя пред Ваалом мира сего, ради незлобивых и несмысленных младенцев, ради безсловесных скотов и птиц небесных, страждущих за наша беззакония и истаевающих от глада, зноя и жажды. Испроси нам твоими благоприятными молитвами от Господа дух покаяния и сердечнаго умиления, дух кротости и воздержания, дух любве и терпения, дух страха Божия и благочестия, да тако, возвратившеся от стезей нечестия на правый путь добродетели, ходим во свете заповедей Божиих и достигнем обетованных нам благих, благоволением Безначальнаго Бога Отца, человеколюбием Единороднаго Сына Его и благодатию Всесвятаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь".
Молитва пророку Илие от голода
"Во плоти ангел, пророков основание, второй предтеча пришествия Христова, Илия славный, от ангела пищу приемый и вдовицу в годину глада напитавый, и нам, почитающим тя, благодатный питатель будь".
Молитва пророку Илие при искушениях
"О святый пророче Божий Илие, моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам, рабам Божиим (имена), дух покаяния и сокрушения о гресех наших, и всесильною Своею благодатию да поможет нам пути нечестия оставити, преспевати же во всяком деле блазе, и в борьбе со страстьми и похотьми нашими да укрепит нас; да всадит в сердца наши дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности ко славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение. Отврати от нас предстательством твоим праведный гнев Божий, да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ во Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь".
К святому пророку Илии обращаются во время засухи, при голоде и неурожае, при гонениях христиан, от обольщений и искушений.
Архимандрит Иосиф (Еременко)
Проповедь в день памяти пророка Илии
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
После смерти царя Соломона его царство распалось на два царства – на Израиль и на Иудею. Нечестивые цари Израиля погрузили свой народ во тьму язычества. Царь Ахав в угоду своей жене-язычнице Иезавели соорудил в столице Израиля Самарии храм Ваалу и насадил дубраву в честь Астарты.
В этот момент, когда несчастный народ Израиля отвернулся от Единого Истинного Бога и предался языческим мерзостям и распутству, и выступил на свое пророческое служение Илия Фесфитянин, великий и грозный вестник Божественной правды.
При рождении пророка Илии, как свидетельствует Предание, его отец видел Ангелов Божиих, пеленавших младенца огнем и влагавших в уста его пламя.
Пламенным и было служение пророка Илии, горевшего желанием возвратить израильтян к истинному Богопочетанию. Чтобы вразумить несчастных, по молитве пророка небо затворилось, на землю ту на три года и шесть месяцев пришли засуха и голод. Пророк Илия повелел истребить всех жрецов Ваала, чтобы очистить землю от языческой скверны.
Пророк совершал поступки, которые, быть может, покажутся жесткими или даже жестокими, но они правильные и были оправданы. Он говорил и делал все именно так для того, чтобы привести народ в чувство, отвратить народ от богомерзкого язычества, вернуть к Истинному Богу, чтобы народ все-таки понял, как опасно отходить от Господа. Здесь все очень серьезно и не может быть полутонов, компромиссов…
Прошло уже более одиннадцати веков со времени жизни и служения пророка Божия на земле, но память о нем не тускнеет в сердцах народа Божия, полны в этот день храмы молящимися. Уже не поклоняются люди языческим богам Ваалу и Астарте, но пророк Илия нужен нам и сейчас, его служение актуально до сих пор. К сожалению, и ныне люди не преодолели в себе губительного стремления отвернуться от Истинного Бога, чтобы поклониться созданным ими же божкам. Сплошь и рядом несчастные люди впадают в идолослужение.
Конечно, люди сейчас поклоняются не астартам и ваалам, но с завидным упорством создают себе все новых и новых идолов, отдавая на служение им все свои силы, а часто и жизнь, забывая об Истинном Боге, попирая Его заповеди.
Сейчас в жизнь людей, в их сознание мощным потоком врываются новые принципы жизни, новые ценности жизни, связанные со счастливым существованием человека здесь, на земле, которые обращаются к инстинктам человека, к его желудку и кошельку. И возникают идолы: деньги, накопительство, успех, власть, положение в обществе. Для служения этим идолам полагаются все силы людей без остатка.
Это особенно опасно для молодежи, но не избегают идолопоклонства и пожилые люди.
Кто-нибудь из людей в преклонном возрасте может сказать, что не стремится к власти, к деньгам, к положению, но если посмотреть внимательно, увидим, что у них тоже есть свои идолы, которым они служат вопреки всякому благоразумию, вопреки здравому смыслу. Вспомним яркий пример из русской классической литературы – Плюшкина. Он не стремился к деньгам, он не стремился к положению, но в каждой комнате у него были огромные кучи хлама. Плюшкин был настолько жаден, что подбирал каждую вещь, и иногда доходил до того, что воровал у своих крестьян вещи, совершенно ему не нужные. Он поклонялся этому мусору. Это был его идол.
Там, где царствуют эти божки, не может быть никакого нормального человеческого общения. Когда человек стремится к удовлетворению своих страстей, стремится к деньгам, к власти, любой другой человек воспринимается как конкурент, как источник проблем, а значит он – враг, в лучшем случае – бессловесное средство в достижении желаемого. В народе говорят: «Дружба дружбой, а денежки – врозь». Не может быть нормальных отношений между людьми-язычниками, у них все – врозь.
Нормальные, чистые, крепкие отношения могут быть только между христианами, которые не знают поклонения чужим богам: «Тебе единому согрешаем, но и Тебе единому служим. Не вемы кланятися богу чуждему, ниже простирати руки наша, Владыко, к богу иному» (из 2-й молитвы в день Святой Троицы). Христиане поклоняются Единому Истинному Богу, а значит, у них одни жизненные ценности, одинаковое понимание смысла и целей жизни, одинаковые средства к достижению этих целей. Между христианами не может быть конкуренции, у них один путь, одна истина и одна жизнь – Господь и Спаситель Иисус Христос (см.: Ин. 14: 6).
Когда человек отступает от Бога и начинает поклоняться идолам, у него в душе наступают засуха и голод. Нельзя жить без Бога. Без Бога жизнь человека и целых обществ, народов, государств превращается в кошмар и заканчивается гибелью. Так было раньше, так есть и сейчас.
Господь, по молитвам Своего пророка Илии, да подаст нам мудрость и силы «возлюбить Его всем сердцем, и всей душой, и всем разумением» (см.: Мф. 22: 37), «и не делать себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняться им и не служить им» (см.: Исх. 20: 4-5). Аминь.
Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Слово в день св. пророка Илии о молитве.
Проповедь святителя Филарета Московского. Слово в день св. пророка Илии.
Проповедь священномученика Фаддея (Успенского). Слово в день святого пророка Илии.
Проповедь протоиерея Григория Дьяченко. Поучение 1-ое. Св. пр. Илия.
Проповедь митрополита Макария (Булгакова). Слово в день св. пророка Илии.