Начало Успенского поста. Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня.

В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.

Сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается Православной Церковью в этот день.

Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас. 

КРЕСТА ГОСПОДНЯ

Тропарь Креста Господня, глас 1

Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.

Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы православным христианам над иноплеменными даруя и Крестом Твоим сохраняя Твой народ.

Кондак Креста Господня, глас 4

Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на супоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра// непобеди́мую побе́ду.

Перевод: Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.

ВСЕМИЛОСТИВОМУ СПАСУ

Тропарь Всемилостивому Спасу, глас 8

С Вы́шних призира́я, убо́гия прие́мля,/ посети́ нас, озло́бленныя грехи́, Влады́ко Всеми́лостиве,// моли́твами Богоро́дицы да́руй душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: С небес милостиво взирая, нищих принимая, посети нас, изнемогших от грехов, Владыка всемилостивый: по молитвам Богородицы даруй душам нашим великую милость.

Ин тропарь Всемилостивому Спасу, глас 4

Свети́льниче со́лнечный, Всеми́лостивый Спа́се,/ просвеще́нием сия́ния Твоего́ пода́й и нам сло́во,/ да восхва́лим чи́стою со́вестию/ Твое́ пребоже́ственное пра́зднество,/ Тебе́ же, Единоро́днаго Сы́на,/ единосу́щна с Ду́хом, сла́вяще,// да́руеши бо нам мир и ве́лию ми́лость.

Перевод: Светильник солнечный, Всемилостивый Спаситель, просвещением сияния Твоего подай и нам слово, чтобы мы восхвалили с чистой совестью Твой божественнейший праздник, Тебя же, Единородного Сына, единосущного с Духом, прославляя, ибо даруешь нам мир и великую милость.

Кондак Всемилостивому Спасу, глас 4

Вся́кия скве́рны, Всеми́лостивый Спа́се, аз бых де́латель,/ и во отча́яния ров впа́дся,/ но стеню́ от се́рдца, и вопию́ к Тебе́, Сло́ве:/ ускори́, Ще́дрый, и потщи́ся на по́мощь на́шу,// я́ко Ми́лостив.

Перевод: Всякого дела скверного исполнителем был я, Всемилостивый Спаситель, и в ров отчаяния пал; но стенаю от сердца и взываю к Тебе, Слово: «Поспеши, о Сострадательный, и обратись к нам на помощь, как Милостивый!»

Молитва Всемилостивому Спасу

Влады́ко Го́споди Святы́й, в Вы́шних живы́й и всеви́дящим Твои́м о́ком призира́яй на всю тварь! Тебе́ приклоня́ем вы́ю души́ и те́ла, Тебе́ мо́лимся, Свя́те святы́х, простри́ ру́ку Твою́ неви́димую от свята́го жили́ща Твоего́, и благослови́ вся ны, и прости́ нам вся́кое согреше́ние во́льное и нево́льное, сло́вом или́ де́лом соде́янное. Да́руй нам, Го́споди, умиле́ние, да́руй сле́зы сокруше́нныя души́ во очище́ние мно́гих грехо́в на́ших, да́руй ве́лию Твою́ ми́лость ми́ру Твоему́ и нам, недосто́йным рабо́м Твои́м, я́ко благослове́но и препросла́влено есть И́мя Твое́ ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

 

 

 Сердечно приветствую и поздравляю всех вас, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, с праздником!

В одной из бесед с прихожанами был задан такой вопрос: «Почему Бог сейчас не говорит с людьми так, как это было раньше, как об этом написано в Библии?»

Правдой будет сказать, что Бог и в библейские времена говорил не со всеми людьми, но только с особенными, избранными людьми, со Своими друзьями, с теми, кто верил Ему и исполнял Его закон.

И сейчас Бог не молчит. Он говорит, только люди в суете, в шуме этой жизни не слышат гласа Божия. Люди и не пытаются замолчать, остановиться, чтобы в тишине молитвы услышать глас Божий, услышать его в Евангелии, в церковных песнопениях, через творения святых отцов и жития подвижников благочестия. Не пытаются, а возможно, и не хотят, боятся, ведь тогда надо будет оставить привычный образ жизни и начать жить по-новому, по Божественным заповедям, по установлениям Церкви, которую Господь и Спаситель наш Иисус Христос основал на земле.

Для чего же нужны эти правила? Для чего их нужно исполнять?

Вы хорошо знаете, что на каждом серьезном предприятии есть правила по ТБ, по технике безопасности, неисполнение которых чревато нарушением производственного цикла, чревато катастрофой, создает угрозу здоровью и жизни человека.

Так, Божественные заповеди и установления церковные – это правила по технике духовной безопасности, нарушение которых, пренебрежение которыми (и неважно – знает человек эти правила или нет) влечет за собой духовную катастрофу человека и, как следствие, физические болезни, проблемы в семье, на работе. И вообще, жизнь идет кувырком у таких людей, которые не соблюдают Божественные законы и церковные правила.

Как в заповедях, данных Богом человеку, так и в правилах церковных нет ничего бесполезного, искусственного, надуманного. Эти правила не выдуманы в тиши монастырских келий или за письменным столом ученого-богослова. Эти правила – опыт духовный жизни. Эти правила установили святые отцы, опытно зная, где, когда и какие духовные опасности подстерегают человека на его жизненном пути. И чтобы избежать их, надо соблюдать правила. Они направлены на сохранение духовного и телесного здоровья человека, на ограждение его от греховных помыслов и поступков.

Если наступил сегодня Успенский пост, то без всяких рассуждений его надо соблюдать так, как это предписывает Церковь.

И пример тому, как держать пост, как соблюдать Божественный закон, как воздерживаться от недолжного, дают нам прославляемые ныне Церковью святые мученики Маккавеи с матерью их Соломонией и учителем их Елеазаром. Они под угрозами, под пытками не отступили от закона Божия, не стали вкушать того, что закон запрещал вкушать.

Такое неуклонное следование духовным правилам должно стать нормой для каждого из нас. Тогда у нас не будет возникать вопросов, почему все в жизни кувырком, почему все не ладится. Вроде и крестились, и свечи ставим, и в храме бываем, а все – наперекосяк.

Потому что называться христианином и быть христианином – это разные вещи! И пока мы не будем христианами действительно, по-настоящему, безоговорочно, до тех пор мы будем беззащитны и открыты для действия дьявольских сил. У таких людей нет защиты.

А кто слушает Церковь, те, к примеру, пришли сегодня в храм с медом. И мы сейчас помолимся, чтобы Господь благословил и освятил этот мед нового сбора. Божественная благодать сойдет на него, и он приобретет совершенно уникальные качества, «да всяк, от него вкушающий, приемлющий и ядущий, обрящет благополучное здравие, и пищею сею насытится, и исполнится всякого блага». Каждый из вас, принесший этот мед, унесет домой драгоценное лекарство и здоровую пищу, а те, кто не принес сегодня мед в храм, уйдут ни с чем…

Мы поклоняемся сегодня Кресту, и, дай Бог, чтобы этот праздник стал для всех нас поводом серьезно подумать о своей жизни, вспомнить, что мы – христиане, и действительно вернуться в Церковь не только физически, а всем своим существом. Тогда у каждого из нас, как у всех истинных христиан, будет крепкая, надежная защита, ибо, если Бог с нами, никто нам не опасен, ничто нам не страшно. «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной» (Пс. 22: 4).

Поэтому всегда, выходя из дома, двигаясь по улице, ночью и днем, всегда и везде, каждую минуту своей жизни, мы, налагая на себя крестное знамение, будем молиться: «Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста и сохрани мя от всякого зла». Аминь.

                                                                                                                                                                                Архимандрит Иосиф (Еременко)

В день Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня, в нашем храме будет совершена праздничная Божественная литургия, по окончании которой отец Владимир совершит водосвятный молебен и освятит новый урожай мёда.???? По народной традиции сегодняшний праздник называют Медовым Спасом. Но будем помнить, что в первую очередь сегодня мы славим Господа нашего Спаса Иисуса Христа и Владычицу нашу Богородицу.

Кресту Твоему поклоняемся Владыко и Святое Воскресение Твое славим!????

С началом Успенского поста! 

Старец Зосима Верховский говорил: 

«Не гонитесь за одним постом. Бог нигде не сказал: аще постницы, то мои ученицы; но аще любовь имате между собою. И диавол никогда не ест и не спит, но все он диавол. Без любви и смирения, от одного поста и бдения, из человека сделается, пожалуй, бесом».

Желаем всем пройти этот краткий пост во спасение души!

Св. праведный Алексий Мечев.

Проповедь св. праведного Алексия Мечева. Происхождения Древ Честнаго Креста.

День 1 августа, други, посвящен воспоминанию происхождения честных древ Креста Господня. Праздник этот установлен в XII в. по случаю чудесной победы, одержанной русским Вел. Князем Андреем Боголюбским над болгарами, жившими по реке Волге. В полках Князя всегда была икона Богоматери и Св. Крест. Благочестивый Князь больше доверялся в войне помощи Божией...►

Наши дорогие  братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляем с празднованием и началом поста!  Храни вас Господь!