Праздник Преображения Господня. Неделя 9-я по Пятидесятнице.
Преображение – это визуальное явление царства Божьего на земле. Иисус Христос незадолго перед Крестными страданиями, взяв с Собой трех учеников - Иоанна, Иакова и Петра, вышел из Капернаума и направился на север к горе Фавор, возвышающейся, как крепость, над холмами Галилеи. Ученики безмолвствовали, предчувствуя, что им откроется тайна. Тайна совершается в безмолвии. Человеческое слово относится к тайне, как волна к глубине океана. На Фаворе апостолы увидели Божественное Преображение Христа, явление Его величия и славы. Лицо Спасителя стало подобным свету молнии, одежды – белыми, как снег. Он стоял, окруженный сиянием, как солнце лучами.
«И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился пред ними: Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом» (Мк. 9, 2-4).
Преображение Господне сопровождалось явлением ветхозаветных пророков Моисея и Илии. Они говорили с Христом о Его близком отшествии к Богу Отцу. Дальше Евангелие повествует о том, что всех осенило светлое облако, и из него послышался глас:
«Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте».
Суть Преображения раскрывается в Его символах. Гора — это безмолвие, уединенное место, где легче творить молитву, которая помогает соединению нашего беспокойного ума с Богом. Фавор в переводе означает чистоту, свет. Тот, кто приходит к осознанию своих поступков и кается в содеянном, освобождается от душевной грязи и может принять Божественный нетварный Свет. В стремлении к обретению этого Света, к обожению человеческой природы видит христианское учение духовный смысл жизни.
Изумленные апостолы пали на землю. Видение кончилось. Вместе с Иисусом Христом они спустились с горы и к утру вернулись в Капернаум.
Тропарь Преображения Господня глас 7
Преобразился еси на горе, Христе Боже,/ показавый учеником Твоим славу Твою,/ якоже можаху,/ да возсияет и нам, грешным,/ Свет Твой присносущный/ молитвами Богородицы,// Светодавче, слава Тебе.
Кондак Преображения Господня глас 7
На горе преобразился еси,/ и якоже вмещаху ученицы Твои,/ славу Твою, Христе Боже, видеша,/ да егда Тя узрят распинаема,/ страдание убо уразумеют вольное,/ мирови же проповедят,// яко Ты еси воистинну Отчее сияние.
Величание Преображения Господня
Прославляем Тебя, Жизнеподатель Христос, и почитаем преславное Преображение Пречистого Твоего Тела.
Молитва Преображению Господню
Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его! Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти. Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество. Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков.
Архимандрит Иосиф (Еременко)
Сердечно приветствую и поздравляю всех с великим двунадесятым праздником Преображения Господня!
Евангелист Матфей повествует о том, как «взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17: 1-2).
Мы призываемся сегодня Церковью благоговейно, молитвенно прикоснуться к тайне Преображения и задуматься о своей жизни.
Что же произошло со Спасителем, что вдруг «просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17: 2)
Произошло не со Спасителем, а с Его учениками. Господь открыл им их духовные очи, и они стали способны видеть Его Божественную славу. Апостолы Петр, Иаков и Иоанн стали видеть, как говорят святые отцы, свет Царства Божия. Это Царство Божие не наступит когда-то, в конце времен, а существует всегда и сейчас, параллельно с этим миром, но грех закрыл наше духовное зрение и лишил возможности видеть его, но не навсегда, не совсем. Когда мы хоть чуть-чуть стараемся подняться над этой обыденной реальностью, хоть чуть-чуть стараемся стать лучше, то и становимся ближе к Царству Божию.
Во время Литургии, когда радостно бьется наше сердце, мы прикасаемся к этой Божественной Реальности не в полной, конечно, мере, но что-то чувствуем, «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор. 13: 12). Чувствуем отчасти, что есть другая, высшая Реальность, проблески которой мы и улавливаем в храме во время Литургии, особенно, после причащения Святых Христовых Таин.
Лучи этого Царства Божия не просто касаются нас, но и через нас изливаются на весь мир. Мы становимся проводниками этого Божественного света – и весь мир преображается.
Бушующее море наших нескончаемых забот, проблем, трагедий поглощает нас, закрывая от нас Царство Божие, которое стало доступно человеку после Пришествия на землю Спасителя. Об этом говорит нам Сам Спаситель: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17)…
«Покайтесь» – значит пересмотрите свои жизненные принципы, сделайте переоценку своих жизненных ценностей в свете Евангелия. Если ваша жизнь не соответствует Евангелию, не основана на евангельских началах – значит ваши жизненные принципы ложные, а ценности – фальшивые. «Покайтесь» – значит измените свою жизнь…
Эти наши проблемы и заботы никак не связаны с вечностью, они другого, земного, низшего качества. И нам никак не вырваться из этой дурной бесконечности земных забот, если мы не захотим этого, если не сделаем хоть малейшего усилия, если не попытаемся покаяться, то есть изменить себя и свою жизнь. На любое наше усилие измениться к лучшему Господь ответит, поддержит, поможет, и мы вырвемся из тьмы нашей жизни к свету Царства Божия, приблизимся к нему уже здесь, на земле, и войдем в полной мере, станем полноправными его гражданами, перейдя в вечность. Но не только сами войдем в Царство Божие, но и введем туда весь тварный мир. Цель Церкви Христовой – преобразить человека, а через него и весь тварный мир ввести в Царство Божие. «Ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их» (Откр. 22: 5); «тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому» (Ис. 11: 6-7).
Окружающий нас мир – творение Божие, изуродованное грехом человека и ожидающее преображения через человека.
Приобщившись сегодня во время Литургии невечернего света Царства Божия, несите его в свои дома, в семьи, в мир, чтобы всем людям было рядом с вами хорошо, мирно и спокойно; чтобы они сами захотели стать лучше, чтобы задумались над своей жизнью; чтобы этот Божественный свет, изливающийся через вас, осветил вашим ближним путь к Богу и помог идти по этому пути. Это очень важное доброе дело, которое мы можем сделать нашим ближним. Аминь.
Зачем на Преображение освящают овощи и фрукты в церкви?
Со времен апостольских (третье и четвертое апостольские правила) Церковью установлено освящение созревших плодов прежде употребления их в пищу с произнесением при этом особой молитвы.
В начале все создания Божий были “добры зело”, так как на них почивало Божие благословение, сошедшее на них по всемогущему слову Его “Да будет”. Тогда пребывать всему на земле было заповедано без особых освящений. Но первозданный человек преступил заповедь Божью и внес нечистоту в весь состав своего существа, а от этого нечистота сошла и на все живущее. Проклятье Божье нависло над делами рук человеческих, по слову Господню к Адаму: “Проклята земля в делах твоих” (Быт. 3,17). Тварь неразумная, как свидетельствует апостол, “покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее” (Рим. 8,20), то есть все живое осквернилось через человека. Неразумная природа, которая по замыслу Творца должна была доставлять своему владыке – человеку вещественные средства к блаженству, – эта природа сделалась причиной его болезней и смерти. Все стихии объявили открытую вражду человеку, покорившему их суете, все произведения земные в питании заключили вредные примеси или прямо отраву телу человека. Таковы были неизбежные следствия проклятия Божия, отяготевшего над делами рук человеческих со дня преступления Адама. Такова страшная необходимая связь нашего греха со всем, с чем он входит в соприкосновение.
И что было бы с нами сегодня, и с окружающей нас природой, если б премилосердным Ходатаем Бога, Иисусом Христом не была снята ужасная печать отвержения нашего, и не были преподаны средства к возвращению благословения и освящения всему, что идет на потребу нашу?.. Посему только истинно верующий во Христа Спасителя может победить враждующую против нас природу. Святая Церковь благословляет и освящает начатки плодов земных и, снимая с них древнюю печать проклятия, обращает эти плоды уже не в орудие греховных наших похотений, не в пищу тления и смерти, но в истинное наслаждение возрожденного благодатью человека.
Церковь молит Господа, чтобы Он вкушающим плоды даровал освящение души вместе с освящением тела, чтобы хранил жизнь их в покое и радости, чтобы сами эти плоды богато умножал. Церковь Христова благословляет и освящает принесенные плоды святым Именем Бога, в Троице славимого, и кроплением святой воды.
Проповедь протоиерея Григория Дьяченко. Преображение Господне.
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова. Всенощное бдение под Преображение Господне.
Проповедь святителя Андрея Критского. Слово на Преображение Господа нашего Иисуса Христа.
Проповедь св. праведного Алексия Мечева. Слово на день Преображения.
Проповедь митрополита Сурожского Антония. Неделя 12-я по Пятидесятнице. Ответ Христа богатому юноше.
Проповедь святителя Филарета Московского. Слово на Преображение Господне.
Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Слово в день Преображения Господня о свете духовном.
Проповедь митрополита Сурожского Антония. Преображение Господне.
Проповедь святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского. Слово на Преображение Господне.
Проповедь преподобного Анастасия Синаита. Слово на святое Преображение Христа Бога нашего, произнесённое на Святой Горе в день праздника.
Наши дорогие братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляем с празднованием!
Храни вас Господь и Матерь Божия!
Ангела Хранителя всем вам!